тел. (865-2) 21-18-23 и (928-3) 21-18-23

Е.В. Ларечина - «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка»

Е.В. Ларечина - «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка»
Скачать книгу

ПРЕДИСЛОВИЕ

Успешное воспитание ребенка невозможно без любви к нему

, без знания его потенциальных возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше эмоциональное отношение к нему.

В течение многих десятилетий педагоги недооценивали роль ранних эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка

. Психологи давно доказали, какую негативную роль играет ранняя эмоциональная и психическая депривация на дальнейшее психическое развитие ребенка. Однако под депривацией мы иногда понимали отсутствие матери или отца у ребенка, ограниченность социальных контактов в ранние периоды развития. Но это далеко не так. Психическая и эмоциональная депривация может быть и в полных семьях, где есть мать и отец, бабушки и дедушки, а малыш чувствует себя одиноким, нелюбимым, отверженным. В чем же причина таких эмоциональных состояний у ребенка? Причина одна в нас, родителях. Человек тянется к нам, улыбается, требует игры, а мы растеряны, иногда раздражены. Нас можно понять: так как работы много, семейных забот, да еще знаем ли, как играть с ребенком, разговаривать и прочее?

Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни

. Например, ребенок тянется к блестящему горячему чайнику и мы в раздражении делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок обожает рвать бумагу, порвал наши документы, мы ругаем мужа, ребенка, свекровь, мы раздражены, и опять конфликт. И так бесконечно, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша.

Эмоциональные барьеры

, возникающие между родителями и ребенком, тормозят развитие ребенка. Порой родители не замечают, что превращаются в «искусственных родителей», или «родителями за стеклом». Такие родители удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят ребенка в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. У ребенка есть все, но нет главного истинной любви родителей; родитель не чувствует ребенка, он эмоционально глух к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его?

В течение многих лет в нашем городе существуют специальные родитель

-ско-детские группы, где проводятся занятия с детьми и родителями. Успешный опыт работы такой группы изложен в данном практическом пособии. Специальные занятия, разработанные психологом и педагогом, направлены на формирование эмоциональных отношений в системе мать ребенок второго года жизни. Занятия проходят в процессе совместнонеразделенной деятельности мать и дитя. Структура и содержательная направленность занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка. В пособии представлены также интересные дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей малыша.

Данное пособие предназанчено не только для детских психотерапевтов и психологов

, но и для родителей, которые найдут в нем много интересных игр и занятий с малышом и научатся чувствовать и понимать проблемы своего ребенка.