тел. (865-2) 21-18-23 и (928-3) 21-18-23

"Что значит осознавать?" (Марина Перепелицына)

Кто из нас согласится всю жизнь ходить в очках, которые закрывают реальность происходящего или извращают взгляд на действительность?
Кто из нас по собственному желанию решится прикрыть глаза и так жить?
Кто, в конце концов, решится на жизнь, которая напоминает движение по замкнутому кругу, да еще и по наезженным рельсам?
 
Сомнительно, что найдется чудак, который бы выбирал себе такую специфическую жизнь. Но... каждый из нас, в той или иной степени, этот самый чудак! Мы проживаем годы и годы, уподобляясь марионеткам, приводимым в судороги нитями алчности, страха, злобы. Мы уподобляемся младенцу, который рефлекторно, без устали и мысли хватает уют, почести, власть, секс, богатство, удовольствия, славу. Это бесконечный круг бегств и обладаний... Мы рождаемся, мы взрослеем и стареем, и в конце концов умираем; мы радуемся, мы страдаем, мы спим, просыпаемся - как быстро все это проходит, ускользает. Так как же обрести свободу от всего этого автоматизма? Каждый из нас ставит этот вопрос по-своему. Понять самих себя и свою жизнь - значит стать свободным.

Джозеф Гольдстейн (1976) определил несколько видов понимания. Один из них питается чтением чужих слов. Все мы прочли бездну слов и накопили в памяти бездну информации. Несомненно, этот вид понимания полезен, но это всего лишь опыт других людей.

Есть понимание, получаемое из уст мудрого или опытного человека. И это может оказаться небесполезным.

Существует и более глубокое понимание, базирующееся на наших собственных соображениях и размышлениях. Да, громадное царство явлений поддается силе логической мысли.

Но не существует ли уровня более глубокого, чем даже логическое рассуждение? Что такое любовь? Что такое наше бытие? Что такое смерть? Ответы невозможно получить из вторых рук или путем интеллектуального уяснения. Ответ можно получить путем ясности видения текущего опыта и развития Мудрости. Есть большая разница между чашкой чая, выпиваемой в состоянии полной погруженности (включенности) в это занятие, и той же чашкой чая, когда мы думаем о дюжине посторонних вещей. Есть бесконечная разница между прогулкой в лес, когда мы находимся в нем каждой частичкой своего существа, и тем чисто механическим пребыванием в нем, когда думаем о чем-либо не относящемся к нашей прогулке.
Осознавание - одна из форм существования сознания. Это не интроспекция, т.е. не когнитивной процесс.

Средний человек, по словам Э.Фромма, пребывает в "полусне", называя так соприкосновение с реальностью. Это соприкосновение оказывается неполным, ибо большая часть того, что он называет реальностью представляет собой набор вымыслов, сконструированных его умом. Он осознает реальность только в той степени, в какой это вызвано необходимостью его социальных функций. В большей степени сознание среднего человека составлено из вымыслов и иллюзий, тогда как именно то, чего он не осознает и есть реальность. Подсознание раскрывает глубину универсального человека. Человек чужд самому себе в той же степени, как каждый другой человек чужд мне. Он остается фрагментом самого себя, калекой, который чувствует только малую часть того, что составляет реальность для него и для других.

Человек в состоянии подавления не видит того, что существует в реальности, но он вкладывает свои мысленные образы в вещи и видит вещи в свете своих мысленных образов. Именно эта искажающая завеса и создает страсти и тревоги. Противоположностью такого видения мира, мозгового его переживания является новорожденный младенец. Он немедленно, непосредственно - тотально - переживает этот мир. Когда играет ребенок, он находится внутри переживания игры, вот почему он может до бесконечности переживать радость от одних и тех же вещей. Взрослый меньше видит, т.к. он все время думает. Его глаза действуют для того, чтобы подтвердить его знание и таким образом обеспечить ему безопасное существование в этом мире.

Осознавание - одновременно и эмоциональный и умственный процесс. Ум, единый с сердцем, являет собой гораздо более широкий вид осознания, которое как бы окутывает собой нормальный узкий фокус нашего мышления. Оно характеризуется высокой динамичностью (мгновенностью появления и быстротой исчезновения), непредсказуемостью содержания, многообразием форм проявления. Мы способны понять других лишь в том случае, если сумеем прежде всего ясно увидеть их такими, каковы они есть, во всей их человечности, вне связи с нашими идеями и предвзятыми мнениями о них. И с этого момента начинается подлинное сострадание, которое многие традиции Востока считают самым благородным из человеческих чувств.

Джон Энрайт очень образно сравнил этот процесс с горной рекой, которая где-то представляет собой еле заметный ручеек, где-то совсем исчезает, уходя под скалы, а где-то вырывается на простор и стремительно, полноводно несется вперед.

Фриц Перлз полагал, что у человека есть три зоны осознавания: сознавание себя, сознавание мира, и сознавание того, что лежит между тем и другим - своего рода промежуточной зоны - фантазии. Свободно текущий процесс осознавания является некоторым критерием здоровья, поскольку, сознавая свои потребности и, оперируя ими, мы совершенствуемся.

В качестве базового упражнения можно опираться на опыт Перлза, который предлагал своим ученикам и клиентам попробовать поддерживать континуум осознавания: просто сознавать, от секунды к секунде, какой опыт в данный момент переживается. Это кажется обманчиво простым, однако большинство людей прерывает этот континуум почти сразу же. Это избегание непрерывного осознавания, прерывание себя, не дает человеку встретить лицом к лицу и проработать неприятное переживание. Человек застревает в незаконченной ситуации.

Сознавать - значит уделять внимание постоянно возникающим фигурам в собственном восприятии. Избегать осознавания значит фиксировать какую-либо фигуру, прерывать естественный свободный поток смены фигур и фона.

Итак, расширить сознание - значит пробудиться, поднять завесу, покинуть пещеру, внести свет в тьму.

Каждый из нас совершает одни и те же ошибки. Мы постоянно попадаем в одни и те же ситуации. Мы пытаемся списать все на случай, судьбу, рок. Мы виноватим других, думая, что нам как-то не везет. Мы пытаемся что-то изменить, но совершаем ту же ошибку в другой форме, в другой ситуации. Мы просто НЕ ВИДИМ, НЕ ОСОЗНАЕМ. Мы смотрим на других и, как правило, видим их реальность, а в отношении себя чаще всего пребываем в вымыслах, зачастую даже очень красивых. Но в то мгновение, когда мы начинаем видеть свои недостатки, они падают, словно засохшие листья с осеннего дерева. Достаточно просто ВИДЕТЬ. Наше знание перестает в это мгновение быть тем мифом, который мы сами себе создали - мы ведь так хотим Быть Хорошим. Но это не имеет ничего общего с реальностью.

Так как же быть? А истина всегда проста и всегда красива. Наблюдай! Каждое действие и каждую мысль, каждое желание и каждое ощущение. Пусть все становится возможностью наблюдать. Еда станет вкуснее, запахи покажутся необычными, а жизнь намного ясней...